Международный район морского дна
В глубоководных районах морского дна существуют огромные запасы минеральных ресурсов в виде поверхностных отложений и россыпей (фосфаты, железные руды, олово и др.), отложений в коренной породе (нефть, газ, сера, уголь и т.д.), взвесей и донных отложений. Запасы железомарганцевых конкреций оцениваются примерно в 1500 млрд т. По своему составу они содержат более 30 минералов, в том числе марганец, никель, медь, кобальт, железо, магний, алюминий, молибден, ванадий и другие металлы. По процентному содержанию ряда элементов конкреции могут быть приравнены к богатым месторождениям на суше.
Реальная перспектива практической разработки минеральных ресурсов глубоководных районов морского дна повлекла за собой выработку международно-правового режима дна Мирового океана за пределами континентального шельфа.
Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.установлено, что дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции (в Конвенции именуется Районом) являются общим наследием человечества, присваивать которое не вправе ни одно государство. Все права на ресурсы Района принадлежат человечеству в целом, а экономические выгоды от разработки глубоководных районов морского дна должны распределяться на благо всего человечества.
Международный режим, регулирующий всю ресурсную деятельность в международном Районе морского дна, имеет целью: поощрять освоение ресурсов морского дна, обеспечивать охрану морской среды, поскольку она может оказаться затронутой такой деятельностью, и обеспечивать справедливое распределение экономических выгод между разработчиками и международным сообществом с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран.
Деятельность в Районе должна осуществляться исключительно в мирных целях.
Деятельность в Районе от имени международного содружества государств организуется Международным органом по морскому дну – организацией, созданной в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.
Международный орган по морскому дну учрежден в качестве организации, через которую государства-участники контролируют деятельность в Районе, особенно в плане управления ресурсами Района, а также с целью поощрять и облегчать проведение морских научных исследований в международном районе.
Члены Органа – все государства – участники Конвенции.
Члены Органа – все государства – участники Конвенции.
В функции Органа входит организация и контроль за деятельностью в Районе, которая будет осуществляться государствами – участниками Конвенции.
Вся деятельность по разведке и разработке минеральных ресурсов в Районе должна осуществляться на основе заявок и планов работ, представляемых государствами, и разрешениями, выдаваемыми Органом на основе заключаемых между Органом и государствами либо физическими и юридическими лицами, за которых поручилось государство, контрактами на разведку и разработку ресурсов Района.
Орган устанавливает максимальный объем производства металлов, контролирует выполнение утвержденных планов работ, имеет право инспектировать любые установки в Районе, используемые в связи с деятельностью в нем.
Разведка и разработка в международном районе морского дна могут проводиться лишь по контракту с Органом. Через свой Совет Орган может заключать контракты с компаниями или государствами, которые желают проводить такую деятельность, и должен обеспечивать, чтобы их деятельность осуществлялась в соответствии с контрактом.
Орган устанавливает правила, которым должны следовать все контракторы при разведке и разработке морского дна. Когда разработка станет выгодной, контракторы будут отчислять в Орган выплаты, которые он обязан справедливо распределять с учетом интересов и потребностей развивающихся стран.
Коммерческим органом Органа будет Предприятие. Оно начнет функционировать только тогда, когда станет возможной разработка морского дна в промышленном масштабе, и будет первоначально функционировать через посредство совместных предприятий с добывающими компаниями или государствами, являющимися членами Органа.
До тех пор функции Предприятия выполняет секретариат Органа.
Режим морского дна вступил в силу в 2001 году, когда Орган подписал контракты с первой группой организаций и правительств, подавших заявки на разрешение на разведку полиметаллических конкреций в международном районе морского дна. Они были в числе «первоначальных вкладчиков», признанных Конференцией по морскому праву в качестве уже внесших крупный вклад в изучение конкреций и определение их местонахождения.
Следующие семь субъектов имеют 15-летние контракты с Органом:
• Китайское объединение по исследованию и освоению минеральных ресурсов океана (КОИОМРО)
• «Дип оушн ресорсиз дивелопмент компания» (ДОРД), Япония
• правительство Индии
• правительство Республики Корея
• французский научно-исследовательский институт по эксплуатации морских ресурсов/Французская ассоциация по исследованию конкреций (ИФРЕМЕР/АФЕРНОД)
• совместная организация «Интерокеанметал», консорциум, сформированный Болгарией, Кубой, Польшей, Российской Федерацией, Словакией и Чешской Республикой
• «Южморгеология», государственное предприятие Российской Федерации.
Подписание этих контрактов стало возможным после того, как в 2000 году Орган принял свой первый свод норм, озаглавленный «Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций в Районе». В этих Правилах изложены нормы, которым надлежит следовать контракторам и Органу в любой будущей работе по поиску и оценке конкреций. В них входят положения, которые направлены на обеспечение защиты морской среды от возможного yщepба в результате деятельности на морском дне. Орган приступил к выполнению своих функций по наблюдению за такой деятельностью контракторов, рассмотрев в 2002 году в своей Юридической и технической комиссии первый комплект ежегодных отчетов, которые они должны представлять.
.
В 2001 году эта Комиссия утвердила комплекс руководящих рекомендаций контракторам по оценке экологических последствий проводимой ими разведки конкреций. В этих руководящих принципах, имеющих добровольный характер, охарактеризованы технические процедуры, которые контракторам рекомендуется применять при сборе фоновых данных о существующих условиях и мониторинге деятельности на морском дне, которая может нанести серьезный экологический ущерб.
В 2001 году эта Комиссия утвердила комплекс руководящих рекомендаций контракторам по оценке экологических последствий проводимой ими разведки конкреций. В этих руководящих принципах, имеющих добровольный характер, охарактеризованы технические процедуры, которые контракторам рекомендуется применять при сборе фоновых данных о существующих условиях и мониторинге деятельности на морском дне, которая может нанести серьезный экологический ущерб.
Ассамблея Международного органа по морскому дну – его «верховный орган», уполномоченный формировать общую политику, – состоит из всех членов Органа. В состав же Органа входят все участники Конвенции ООН по морскому праву, которых на 18 марта 2005 года насчитывалось 148 (147 государств плюс Европейское сообщество).
Ассамблея имеет, в частности, следующие полномочия:
• она избирает членов Совета и других органов, а также Генерального секретаря, который возглавляет Секретариат;
• она устанавливает двухгодичные бюджеты Органа, а также ставки взносов его членов в этот бюджет, опираясь при этом на шкалу взносов, установленную Организацией Объединенных Наций для своей деятельности;
• она утверждает принимаемые Советом нормы, правила и процедуры, которые могут периодически вводиться Органом для регулирования поиска, разведки и разработки в Районе. Впервые Ассамблея сделала это в 2000 году, утвердив составленные Советом Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций в Районе;
• она рассматривает доклады других органов, прежде всего ежегодный доклад Генерального секретаря о работе Органа. Периодическое рассмотрение этих докладов дает членам Органа возможность выступить с замечаниями и предложениями относительно любого аспекта его работы.
Конвенция предусматривает за Органом и некоторые другие полномочия, которые будут применяться тогда, когда начнется добыча полезных ископаемых на глубоководных участках морского дна. К числу таких полномочий относится принятие решений относительно справедливого распределения финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, а также относительно компенсационных или других мер, содействующих приспособлению экономики тех развивающихся стран, в которых в результате разработки морского дна сократились поступления от экспорта полезных ископаемых, добываемых ими на суше.
Совет, будучи «исполнительным органом» Органа, устанавливает политику по конкретным вопросам, сообразуясь с Конвенцией и общей политикой, устанавливаемой Ассамблеей. Он контролирует и координирует соблюдение режима, предусмотренного в Конвенции для поощрения и регулирования разведки и разработки глубоководных полезных ископаемых государствами, юридическими лицами и другими субъектами. По этой системе любая подобная деятельность может осуществляться на законном основании только тогда, когда между заинтересованным субъектом и Органом подписан соответствующий контракт.
Задача Совета — определять условия контрактов, утверждать заявки на заключение контрактов, следить за осуществлением контрактов, а также устанавливать экологические и иные стандарты. Его конкретные функции включают следующее:
• он утверждает 15-летние планы работы в форме контрактов, в которых государственные и частные организации излагают деятельность, которую они намереваются проводить в точно определенных географических районах, отведенных им;
• он осуществляет контроль за деятельностью в Районе, а также контролирует и координирует осуществление тех положений Конвенции, которые касаются морского дна;
• он принимает и в предварительном (впредь до утверждения Ассамблеей) порядке применяет нормы, правила и процедуры, с помощью которых Орган контролирует поиск, разведку и разработку в Районе. Первый его комплект правил, принятый консенсусом в 2000 году и касающийся поиска и разведки полиметаллических конкреций, задуман как первая часть «добычного устава», который будет в перспективе регулировать и разработку конкреций, а также освоение других минеральных ресурсов глубоководных районов морского дна. Совет приступил к работе над вторым комплектом правил, который касается кобальтовых корок и металлоносных сульфидов;
• в случаях, когда деятельность на морском дне угрожает окружающей среде, Совет может издать чрезвычайные распоряжения в целях предотвращения ущерба, в том числе распоряжения о приостановлении или корректировке операций;
• он выдвигает кандидатуры на пост Генерального секретаря, представляет Ассамблее на утверждение бюджет Органа и выносит ей рекомендации по любым стратегическим вопросам.
Когда разработка глубоководных районов морского дна по-настоящему начнется, Совет начнет выполнять и дополнительные обязанности. К их числу относится вынесение директив Предприятию, принятие мер (в том числе компенсационного характера) по защите стран «третьего мира», которые занимаются добычей полезных ископаемых на суше, от негативных экономических последствий добычи таких ресурсов на морском дне, и создание механизма инспекторов, которые будут следить за соблюдением правил Органа и выданных им контрактов.
Когда Ассамблея избирает 36 государств в состав Совета (каждые два года избирается половина членского состава на четырехлетний срок), применяется одна из наиболее сложных формул, которые когда-либо устанавливались для формирования состава международной инстанции, что вызвано стремлением обеспечить справедливую представленность групп, отстаивающих различные экономические и региональные интересы. Эта формула такова:
• четыре члена избирается от государств, являющихся крупными потребителями тех категорий полезных ископаемых, которые имеются на морском дне, включая крупнейшего потребителя;
• четыре члена избирается от государств, которые произвели наибольшие капиталовложения в деятельность на морском дне;
• четыре члена избирается от государств, в которых ведется крупная добыча полезных ископаемых на суше, конкурирующая с их добычей на морском дне;
• шесть членов избирается от развивающихся стран, представляющих «особые интересы», к каковым относятся страны с большой численностью населения, страны, не имеющие выхода к морю или находящиеся в географически неблагоприятном положении, крупные импортеры тех категорий полезных ископаемых, которые имеются на морском дне, потенциальные производители таких полезных ископаемых и наименее развитые государства;
• восемнадцать членов избирается для обеспечения общего баланса между географическими группами: Африкой, Азией, Восточной Европой, Латинской Америкой и группой западноевропейских и других государств.
Выборы в Совет проводились на основе консенсуса, после того как между различными географическими группами и группами, представляющими особые интересы, достигались соответствующие договоренности. Нередко заключались компромиссы: четырехлетний срок полномочий делился поровну между двумя государствами или же заранее достигалась договоренность о том, что то или иное государство войдет в состав Совета на следующих выборах.
На сегодняшний день Совету удавалось принимать все основные решения консенсусом, прежде всего благодаря достижению компромиссов между государствами, придерживающимися разных точек зрения на то, как Орган должен осуществлять свои полномочия по надзору за деятельностью контракторов. Чтобы способствовать как можно более широкому согласию, Совет, кроме того, утвердил гибкие процедуры участия, которые позволяют членам Органа, не входящим в состав Совета, и даже наблюдателям от государств, которые не входят в состав Органа, принимать участие во всех обсуждениях и в составлении текстов.