Договор буксировки
1. Морская и портовая буксировка
По договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние (морская буксировка) или для выполнения маневров на акватории порта, включая ввод судна или иного плавучего объекта в порт или вывод их из порта (портовая буксировка).
Договор буксировки – это договор о перемещении имущества, т.е. один из транспортных договоров, и в этом отношении он близок к договору перевозки груза. Не подпадают под действие норм о договоре буксировки буксировочные операции, осуществляемые для того, чтобы устранить опасность, грозящую судну или другому терпящему бедствие плавучему объекту (например, буксировка в порт-убежище судна, лишенного хода и водотечного). Такая буксировка рассматривается как спасание и дает спасателю право на соответствующее вознаграждение.
2. Договор морской буксировки
Договор морской буксировки заключается в письменном виде.
Морская буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна.
Капитан буксира по прибытии в обусловленное договором место извещает представителя владельца о готовности к приемке объекта, вручая ему соответствующий нотис (извещение о предполагаемом времени прибытия судна в порт или о готовности его к производству буксировочных операций).
Владелец буксируемого объекта обязан выполнять все разумные требования капитана по приведению объекта в состояние, годное для буксировки.
Приемка объекта к буксировке производится актом, который подписывается капитаном буксира и представителем владельца объекта.
В случае ухудшения погоды или в связи с необходимостью бункеровки или каких-либо других причин, связанных с надлежащим осуществлением буксировки, капитан буксира имеет право принять решение о заходе в любой близлежащий порт или пункт-убежище. Время, затраченное на такие заходы, считается временем буксировки и оплачивается на условиях заключенного договора.
Не считается нарушением договора всякое отклонение буксира от намеченного курса при форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельствах, например, в целях спасания на море людей, грузов, а равно разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями буксира. Время участия буксира в спасательных операциях по оказанию помощи терпящим бедствие лицам или судам исключается из времени буксировки.
3. Обязанности сторон договора морской буксировки
Каждая из сторон в договоре буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или плавучий объект в состояние, годное для буксировки.
Буксировка должна осуществляться с проявлением мастерства, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, не вызываемых необходимостью, и в соответствии с принципами хорошей морской практики.
Судно или иной плавучий объект, который находится под управлением капитана другого судна или иного плавучего объекта, должен также проявлять заботу о безопасном плавании буксирного каравана.
Особенно строгие и детализованные требования к состоянию буксируемого объекта предъявляются при дальних морских буксировках. Пригодность объекта к такой буксировке проверяется инспекцией Морского регистра судоходства. Наиболее длительные, дорогостоящие и сложные в навигационном и техническом отношении дальние морские буксировки разрешается проводить, как правило, только спасательно-буксирными судами, а при необходимости они осуществляются путем организации специальной экспедиции из нескольких судов.
Владелец буксируемого объекта представляет проект на перегон объекта (проект конвертовки, расчет и проект буксирного устройства, проект подкрепления корпуса судна с ограниченной мореходностью, проект устройства, уменьшающего сопротивление воды, и т.п.). Организация, осуществляющая буксировку, имеет право в случае необходимости выставлять владельцу буксируемого объекта дополнительные требования, касающиеся обеспечения безопасной буксировки.
4. Ответственность при морской буксировке
Ответственность за ущерб, причиненный при буксировке буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на нем людям или имуществу, несет капитан буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине. Стороны могут прямо выраженным соглашением возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна (объекта). В этом случае на него возлагается соответствующая ответственность по отношению к буксирующему судну.
5. Договор портовой буксировки
Портовые буксирные операции осуществляются по заявке капитана судна и обычно оформляются нарядом диспетчера порта, в котором указывается характер операции и ее продолжительность. Наряд подписывается капитанами буксирующего и буксируемого судна.
Договор портовой буксировки может заключаться в устной форме.
Руководство буксировкой судов в водах морских портов РФ регламентируется обязательными постановлениями по порту.
Руководство буксировкой самоходных судов осуществляет капитан буксируемого судна, независимо от того, находится ли его главный двигатель в работе или нет. Руководство буксировкой несамоходных судов осуществляет капитан (сменный помощник капитана) буксирного судна, на которое подан буксирный трос с носа судна, или другое лицо – по распоряжению судовладельца или по взаимной договоренности, о чем должна быть сделана запись в судовых журналах судов, участвующих в буксировочной операции.
6. Ответственность при портовой буксировке
Портовая буксировка осуществляется под управлением капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. Соответствующим образом распределяется ответственность за ущерб, причиненный при буксировке.
Управление портовой буксировкой может быть соглашением в письменной форме возложено на капитана буксирующего судна – с перераспределением ответственности.
В данном случае ответственность за ущерб, причиненный при портовой буксировке буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу, будет нести владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.