Владимир Вейхман Морское право
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Каталог файлов
  • Каталог статей
  • Гостевая книга
  • Понятие права. Нормы права
  • Система права
  • Вопросы гражданского права
  • Виды юридической ответственности
  • Национальное и международное морское право
  • Понятие торгового мореплавания
  • Гос. управлние и надзор за торговым мореплаванием.
  • Правовой статус судна
    • Правовой статус судн...
    • Правовой статус морс...
  • Удобный флаг
  • Оффшорные компании
  • Международные реестры
  • Экипаж судна
  • Капитан судна
  • Дипломирование моряков
  • Лоцманская проводка
  • Ледокольная проводка
  • Договор перевозки груза
  • Время на погрузку
  • Коносамент
  • Ответственность сторон в перевозке грузов
  • Тайм-чартер
  • Бербоут-чартер
  • Договор буксировки
  • Общая и частная авария
  • Морское страхование
  • Основы правового регулирования режима морских пространств
  • Внутренние морские воды
  • Территориальное море
  • Прилежащая зона
  • Открытое море
  • Международные проливы
  • Международные каналы
  • Архипелаги, их правовой режим
  • Исключительная экономическая зона
  • Континентальный шельф
  • Международный район морского дна
  • Правовые основы безопасности
  • Международная морская организация
  • МКУБ
    • МКУБ (окончание)
  • Спасание и оказание помощи на море
  • Основы правовой охраны от загрязнения
  • Охрана среды различных морских пространств
  • Конвенция Марпол 73/78
    • МАРПОЛ - Приложение 1
    • МАРПОЛ - Приложение II
    • МАРПОЛ. Приложение III
    • МАРПОЛ - Приложение IV
    • МАРПОЛ - Приложение V
    • МАРПОЛ - Приложение VI
  • Защита морской среды РФ
  • Контроль государством порта
  • Процедура контроля
  • Задержание судна
  • Региональные соглашения по контролю
  • Основы международно-правового регулирования рыболовства.
  • Рыболовные конвенции
  • Контроль в открытом море
  • Промысел в иностранной зоне
  • Охрана рыбных запасов
  • Рыболовство - контроль в РФ
  • Правовые последствия морских происшествий
  • Документация по претензиям
  • Разрешение споров
  • Арест судна
  • Морской протест
  • Радиоэлектронные среедства
  • Радиочастотный спектр
  • Громкоговоритель
  • Автомобиль
Суббота, 12.07.2025, 06:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход

Понятие торгового мореплавания


Под торговым мореплаванием, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
перевозки грузов, пассажиров и их багажа;
рыболовства;
разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
санитарного, карантинного и другого контроля;
защиты и сохранения морской среды;
проведения морских научных исследований;
учебных, спортивных, культурных и иных целей.

 
В отличие от торгового мореплавания, военное мореплавание представляет собой военно-политическую деятельность государства в Мировом океане в целях обеспечения его внешнеполитических интересов путем организованного использования военных кораблей и судов.

Деятельность вообще определяется как активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. В силу этого определения субъектом деятельности является именно человек (группы, организации людей), но не суда, которые являются лишь средствами деятельности.

В Российской Федерации отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а также другими правовыми актами, изданными в соответствии с Кодексом.
 
Правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, распространяются на:
морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям (ели иное не предусмотрено международным договором или законом);
суда внутреннего и смешанного (река – море) плавания во время их плавания по морским путям, а также при осуществлении перевозок с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

Кодекс торгового мореплавания не определяет само понятие «плавание»; очевидно, законодатель предположил, что при его толковании следует исходить из общепринятого словарного значения. Словарь морских и речных терминов (1956 г.) дает развернутое определение термина: «ПЛАВАНИЕ – 1. Способность тела удерживаться на поверхности жидкости… 2. Общий термин, означающий, что судно находится в море, совершая рейс…». Содержание Кодекса позволяет считать, что в нем понятие «плавание» используется скорее в первом значении, т.е. действие Кодекса распространяется не только на суда, совершающие рейс, но и на суда, находящиеся на стоянке в порту или на отстое. Остается открытым вопрос о распространении правил Кодекса на суда, находящиеся в процессе постройки.

Судно, находящееся в период строительства на стапеле, не является плавучим сооружением, а представляет собой только некий набор судового оборудования, в отношении которого судоверфь или заказчик осуществляют право собственности в зависимости от того, кто предоставил материалы и оборудование. Законодатель формально не считает судно судном до того момента, пока оно не спущено на воду. С момента спуска судна на воду до момента его приемки проходит достаточно большой промежуток времени; в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, судно и на воде какое-то время продолжает быть комплектом судового оборудования. Применительно к таким судам следует руководствоваться содержащимся в КТМ правилом: «К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации».

Гражданский кодекс РФ однозначно говорит, что право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Следовательно, судно становится судном в смысле КТМ РФ и право собственности на это судно возникает с момента внесения соответствующей записи в судовой реестр. С этого момента на него распространяются нормы Кодекса торгового мореплавания РФ.

Правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, не распространяются на:
военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им только для правительственной некоммерческой службы;
некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов — uCoz