Прилежащая зона
За пределами своего территориального моря прибрежные государства могут устанавливать прилежащую зону. Согласно Конвенции ООН 1982 г., ее ширина не должна превышать 24 мили, отмеряемых от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
В этой зоне прибрежные государства имеют право осуществлять контроль, необходимый:
для предотвращения нарушения таможенных, иммиграционных, фискальных (налоговых) или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
для наказания за нарушения упомянутых законов и правил, совершенные в пределах их территории (в том числе и в территориальном море).
Вид такого контроля в своей прилежащей зоне каждое государство устанавливает по своему усмотрению, вследствие чего в законодательных актах некоторых государств она названа по виду осуществляемого в ней контроля: таможенная, иммиграционная, фискальная, санитарная.
Кроме того, международной практике известны и другие виды прилежащей зоны: уголовной юрисдикции, морского контроля, безопасности и др. Установление таких зон действующими нормами международного морского права не предусмотрено и не может считаться правомерным.
Контроль осуществляется, как правило, уполномоченными на то лицами, находящимися на борту судна, выполняющего специальную правительственную службу (пограничную, таможенную, санитарную и др.) или на борту военного корабля. Уполномоченные лица имеют право остановить невоенное судно, осмотреть его, проверить судовые документы, осмотреть судовые помещения и в случае подтверждения подозрений о совершенном нарушении применить предусмотренные законом меры воздействия.
Российская Федерация в своей прилежащей зоне принимает меры, необходимые для предотвращения нарушений, предусмотренных ее режимом, и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание иностранных судов-нарушителей.
Суда и летательные аппараты, плавающие в прилежащей зоне иностранного государства или пролетающие в воздушном пространстве над нею, не заходившие и не имеющие намерения заходить в территориальное море или внутренние морские воды этого государства, никакому контролю с его стороны не подлежат, так как в отношении мореплавания в этой зоне действуют правовые нормы открытого моря или исключительной экономической зоны, если она установлена прибрежным государством.