Правовые последствия морских происшествий
Понятие и виды морских происшествий
Под морским происшествием понимается случай, влекущий за собой имущественное или иное требование.
Морское происшествие имеет место при столкновении и навале судов, при повреждении судами портовых и гидротехнических сооружений, средств навигационной обстановки, подводных кабелей и трубопроводов, загрязнении с судов окружающей среды, а также при повреждении, уничтожении или утрате орудий морского промысла (так называемое промысловое происшествии).
Имущественные взаимоотношения сторон по поводу морских происшествий подпадают под понятие обязательств, возникающих вследствие причинения вреда имуществу и личности.
ГК РФ предписывает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд (арбитраж) в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь) или возместить причиненные убытки.
Закрепление доказательств при морских происшествиях
Несвоевременная и неполная информация об инциденте, необъективное освещение обстоятельств и попытки скрыть действительные его причины значительно усложняют ведение дела и влекут за собой неоправданные расходы. Несвоевременный сбор фактов, их искажение могут привести к вынесению судом ошибочного решения или служить основанием неудовлетворения обоснованного иска.
Оформление происшествия включает ряд обязательных действий по оповещению, документальному закреплению доказательств непосредственно за происшествием и оформлению документов в первом порту захода в целях создания условий для рассмотрения возможного спора и возмещения убытков.
При возникновении аварийного случая капитан обязан обеспечить подробную запись об этом в судовом журнале и принять меры к закреплению имеющихся доказательств. Капитан и привлеченные им члены экипажа обязаны в течение суток составить судовой технический акт.
Документальными доказательствами случившегося являются: подробные записи в судовом журнале обо всех обстоятельствах происшествия и действиях экипажа по предотвращению происшествия и ликвидации его последствий;
записи в машинном журнале о режиме работы главного двигателя перед происшествием, в период происшествия и после него;
записи в журнале судовой радиостанции о всей относящейся к происшествию радиокорреспонденции;
записи в промысловом журнале о времени постановки и выборки орудий лова, режимах промысловой работы и размерах улова;
объяснительные записки свидетелей и лиц, причастных к происшествию, акты, справки, эскизы, фотографии, карты, планшеты, курсограммы, эхограммы, реверсограммы, схемы взаимного расположения судов и их орудий лова до происшествия, в момент и после происшествия, планшеты глубин, копии радиограмм и любые другие документы, которые прямо или косвенно свидетельствуют о невиновности судна в происшествии.
Судовой технический акт должен отражать характер и объем повреждений. Составляется за подписями назначенных капитаном лиц судового экипажа и по возможности представителей другой стороны и свидетелей.
В акте нужно наиболее полно отразить объем повреждений и сделать оговорку о том, что окончательный объем повреждений будет уточнен в порту сюрвейером или инспекцией Регистра с учетом возможных скрытых дефектов.
При невозможности подписания акта капитанами-участниками или свидетелями происшествия – сообщить им по радио краткое содержание акта с просьбой радировать свое согласие с ним или мотивированное несогласие в той или иной части.
При уклонении капитана другой стороны от подписания акта или ответа на соответствующее предложение, сделанное по радио, необходимо фиксировать в судовом журнале и журнале судовой радиостанции все меры, предпринятые для установления связи и оформления акта, с указанием содержания запросов, сообщений и переговоров по этому поводу.
О происшествии капитан обязан немедленно сообщить судовладельцу и капитану порта. В случае целесообразности урегулирования конфликта на месте из-за незначительности повреждений капитан обязан запросить об этом судовладельца и при его согласии оформить такое урегулирование путем обмена соответствующими расписками о взаимном отказе от последующих претензий.
При столкновении судов капитаны судов обязаны, поскольку это возможно, сообщить друг другу названия своих судов, порты их регистрации, а также порты отправления и назначения.
Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после столкновения, поскольку он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, экипажа и судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и экипажу. Капитаны столкнувшихся судов обязаны установить взаимные повреждения, их характер и объем и оформить акт осмотра повреждений.
Судовладелец не несет ответственности за невыполнение этих обязанностей капитаном.
После столкновения с иностранным судном капитан обязан предложить капитану судна другой стороны подписать (или радировать согласие на подписание) соглашение о рассмотрении спора в МАК в Москве.
Особенности закрепления доказательств при загрязнении окружающей среды
Если с судна, вследствие крайней необходимости, произведен сброс нефти, нефтепродуктов и других веществ, вредных для здоровья или для живых ресурсов моря, или произошли их непредотвратимые потери при повреждении судна, капитан судна обязан: сообщить наиболее быстрым и доступным в момент инцидента способом сведения о факте сброса (или его угрозы) администрации ближайшего порта и судовладельцу;
зафиксировать в судовом и машинном журналах, журнале нефтяных операций (а при необходимости – в журнале судовой радиостанции) все сведения об операциях с вредными веществами на своем судне и о фактах нарушений со стороны других судов с указанием времени их обнаружения, используя для закрепления доказательств фотографии, чертежи, схемы и т.д.
Донесение капитана должно содержать сведения, касающиеся времени, места и причины произведенного сброса или потерь вредных веществ, наименование или описание загрязняющего вещества, состояние погоды в районе и ожидаемую скорость перемещения нефтяного поля.
Если судну, грузу, орудиям лова и людям причинен ущерб, вызванный загрязнением с других судов или иных источников, капитан обязан зафиксировать в акте и в судовом журнале время, точное место и источник загрязнения; объем, характер и поведение вредных веществ; ориентировочный убыток от загрязнения.
Особенности закрепления доказательств при промысловых происшествиях
При повреждении орудий лова капитан судна обязан составить акт о промысловом инциденте, отражающий обстоятельства происшествия, а также характер и примерный объем повреждений. Этот документ подписывается уполномоченным капитаном лицом и представителем другой стороны. При невозможности подписания такого документа содержание его сообщается другому участнику происшествия, что фиксируется в судовом журнале и журнале судовой радиостанции.
В судовом журнале и в акте необходимо достоверно фиксировать расположение орудий лова другой стороны, курсы и скорость судов, направление выметки (постановки) орудий лова, расстоянии, на которое они простираются, дистанции судов и снастей другой стороны в момент, предшествующий инциденту.
При причинении ущерба ставным, дрифтерным сетям или ярусным порядкам судном, занятым активным ловом, ответственность обычно возлагается на это судно, если им не будет доказано, что ущерб причинен по не зависящим от него обстоятельствам или ущерб причинен не по его вине; что он действовал в соответствии с положениями, обеспечивающими безопасность ведения промысловых операций, и сделал все возможное, чтобы избежать повреждений; что судно, орудиям лова которого нанесен ущерб, нарушило требования безопасности ведения промысла, чем способствовало нанесению ущерба.
При сцеплении орудий лова сцепленные между собой сети разных судов не должны быть разрезаны без согласия обоих сторон, кроме случаев, когда их нельзя разделить иначе.
Когда судно запутывает не принадлежащие ему орудия лова, оно обязано принять все меры, чтобы свести к минимуму причиненный им ущерб, а судно – владелец этих сетей должно избегать действий, которые могут привести к увеличению ущерба.
Если участниками промыслового происшествия являются российское судно и иностранное судно, плавающее под флагом государства – участника международной конвенции или соглашения, в которых участвует и Российская Федерация, то при закреплении доказательств капитан российского судна должен учитывать не только общие требования, но и те конкретные положения конвенции и соглашения, которые были нарушены.
Применимое законодательство
При столкновении судов действует презумпция невиновности, т.е. каждый считается невиновным, если только другая сторона не докажет обратное.
Все убытки, вызванные столкновением, возмещаются по правилам морского законодательства.
Убытки от повреждения судном причалов, мостов и прочих объектов возмещаются по правилам гражданского законодательства, и действует презумпция виновности судна в отношении ущерба.
Промысловые инциденты рассматриваются по правилам морского законодательства, но в отношении судна, повредившего стационарные орудия лова (ставные ловушки, дрифтерные сети, кошельковый невод, ярусы и др.) действует презумпция виновности. Ему предоставляется возможность освободиться от ответственности, доказав свою невиновность.
Органы, рассматривающие морские происшествия
В международном праве получил признание принцип территориальной юрисдикции, т.е. признание юрисдикции прибрежного государства в отношении судов, находящихся во внутренних или территориальных водах этого государства. Отношения, возникающие из столкновения судов во внутренних морских водах и в территориальном море, регулируются законом государства, на территории которого произошло столкновение.
Если отношения возникли из столкновения судов, плавающих под флагом одного государства, применяется закон данного государства независимо от места столкновения судов.
Отношения, возникающие из причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью или в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, регулируются законом прибрежного государства, если загрязнение произошло во внутренних морских водах, территориальном море или исключительной экономической зоне.
Что касается гражданской юрисдикции в связи с происшествиями в открытом море, то Международная конвенция по унификации некоторых правил, относящихся к гражданской юрисдикции по вопросу о столкновении судов, предусматривает, что иск, возникший вследствие столкновения морских судов, может быть возбужден в суде по месту постоянного жительства ответчика или по месту порта приписки; в суде по месту наложения ареста на судно ответчика или по месту предоставления другого обеспечения; в суде по месту столкновения, если столкновение произошло в пределах порта или на рейде, или во внутренних водах.
Право выбора суда принадлежит истцу, который может заявить иск только в одном из этих судов. Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в суде по месту рассмотрения первоначального иска.
Возмещение убытков от столкновения судов
Если столкновение произошло случайно или вследствие непреодолимой силы, а также когда невозможно установить причины столкновения, убытки несет тот, кто их потерпел.
Если столкновение произошло по вине одного из судов, убытки относятся на судно, по чьей вине произошло столкновение.
Если столкновение произошло по вине двух или более судов, ответственность каждого из них за убытки определяется соразмерно степени его вины. Если, исходя из всех обстоятельств столкновения, невозможно установить степень вины каждого из судов, ответственность за убытки распределяется между ними поровну.
Убытки, причиненные судам, находящимся на них грузам, личным вещам или иному имуществу, принадлежащему членам экипажей, пассажирам или другим лицам, относятся на суда, виновные в столкновении, в той же пропорции.
Если в результате столкновения, произошедшего по вине всех столкнувшихся судов, одно из судов не понесло убытков, то другое судно не понесет ответственности.
Например, по делу о столкновении двух судов степень вины определена в следующей соразмерности: судно «А» – 2/3, судно «Б» – 1/3.
Убытки судна «А» составили 90 тыс. руб., судно «Б» убытков не понесло.
МАК (Морская арбитражная комиссия) признала, что ответственность владельца судна «Б» составляет 30 тыс. руб. (1/3 от 90 тыс.), судно «А» перед судном «Б» ответственности не несет.
Если ущерб нанесен каждому судну, то первоначально определяется доля ответственности каждого судна, а затем возмещаются суммы, присужденные с их владельцев.
Например, при столкновении судов «В» и «Г» судно «В» признано виновным в 40%, судно «Г» – в 60%. Убытки по судну «В» составили 250 тыс. долларов США, по судну «Г» – 26 тыс. долларов. Размер ответственности судна «В» определен в 10,4 тыс. долларов (40% от 26 тыс.), а судна «Г» – в 150 тыс. долларов (60% от 250 тыс.). В результате владельцу судна «В» должна быть выплачена разница в 139,6 тыс. долларов (159 тыс. – 10,4 тыс.).