Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
Тайм-чартер – договор, согласно которому судовладелец предоставляет судно за вознаграждение (фрахт) фрахтователю на определенный срок для перевозки грузов или иных целей. Судно передается в мореходном состоянии, пригодное для целей, предусмотренных договором, надлежащим образом снаряженное и укомплектованное экипажем.
В период фрахтования судна по тайм-чартеру капитан и другие члены экипажа являются служащими судовладельца и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению, в том числе судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа.
Для капитана и других членов экипажа обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна. Фрахтователь несет расходы, связанные с эксплуатацией (бункер, портовые сборы и т.п.).
В течение срока действия тайм-чартера судовладелец обязан поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна.
Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судом и услугами его экипажа, являются собственностью фрахтователя (за исключением доходов от спасательной операции).
Если во время нахождения судна в тайм-чартере оно участвовало в спасательной операции, то вознаграждение за ее осуществление распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем, за вычетом сумм на возмещение понесенных судном расходов и доли, причитающейся экипажу судна.
Вознаграждение за пользование судном уплачивается судовладельцу независимо от того, используется ли оно фактически фрахтователем, кроме того времени, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния (не по вине фрахтователя).
Если договором не предусмотрено иное, фрахтователь может заключить самостоятельный договор фрахтования судна на время с третьим лицом на весь срок действия тайм-чартера или на часть этого срока (субтайм-чартер).
По окончании срока тайм-чартера фрахтователь обязан возвратить судно в том состоянии, в каком оно было им получено, исключая нормальный износ.
В случае гибели судна фрахт подлежит уплате по день гибели судна, а если этот день установить невозможно – по день получения последнего известия о судне.