Владимир Вейхман Морское право
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Каталог файлов
  • Каталог статей
  • Гостевая книга
  • Понятие права. Нормы права
  • Система права
  • Вопросы гражданского права
  • Виды юридической ответственности
  • Национальное и международное морское право
  • Понятие торгового мореплавания
  • Гос. управлние и надзор за торговым мореплаванием.
  • Правовой статус судна
    • Правовой статус судн...
    • Правовой статус морс...
  • Удобный флаг
  • Оффшорные компании
  • Международные реестры
  • Экипаж судна
  • Капитан судна
  • Дипломирование моряков
  • Лоцманская проводка
  • Ледокольная проводка
  • Договор перевозки груза
  • Время на погрузку
  • Коносамент
  • Ответственность сторон в перевозке грузов
  • Тайм-чартер
  • Бербоут-чартер
  • Договор буксировки
  • Общая и частная авария
  • Морское страхование
  • Основы правового регулирования режима морских пространств
  • Внутренние морские воды
  • Территориальное море
  • Прилежащая зона
  • Открытое море
  • Международные проливы
  • Международные каналы
  • Архипелаги, их правовой режим
  • Исключительная экономическая зона
  • Континентальный шельф
  • Международный район морского дна
  • Правовые основы безопасности
  • Международная морская организация
  • МКУБ
    • МКУБ (окончание)
  • Спасание и оказание помощи на море
  • Основы правовой охраны от загрязнения
  • Охрана среды различных морских пространств
  • Конвенция Марпол 73/78
    • МАРПОЛ - Приложение 1
    • МАРПОЛ - Приложение II
    • МАРПОЛ. Приложение III
    • МАРПОЛ - Приложение IV
    • МАРПОЛ - Приложение V
    • МАРПОЛ - Приложение VI
  • Защита морской среды РФ
  • Контроль государством порта
  • Процедура контроля
  • Задержание судна
  • Региональные соглашения по контролю
  • Основы международно-правового регулирования рыболовства.
  • Рыболовные конвенции
  • Контроль в открытом море
  • Промысел в иностранной зоне
  • Охрана рыбных запасов
  • Рыболовство - контроль в РФ
  • Правовые последствия морских происшествий
  • Документация по претензиям
  • Разрешение споров
  • Арест судна
  • Морской протест
  • Радиоэлектронные среедства
  • Радиочастотный спектр
  • Громкоговоритель
  • Автомобиль
Пятница, 18.07.2025, 14:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход

Основы правового регулирования режима морских пространств

1. Из истории международного морского права

 

В развитии международного морского права основополагающее значение имеет сформулированный голландским ученым Гуго Гроцием «Mare liberum» (1609 г.) принцип свободы открытого моря. Г. Гроций считал, что открытое море не может быть предметом владения государств и частных лиц и что пользование им одним государством не должно препятствовать его пользованию другими государствами.

В интересах безопасности прибрежных государств и защиты их исключительных прав на рыболовство в прибрежных водах формировались нормы, относящиеся к территориальному морю. Еще в конце XIV в. Л. Балд писал о том, что море, прилегающее к территории какого-либо государства, подчинено его юрисдикции. Английский юрист А. Джентили (вторая половина XVII в.) включал в состав территории государства не только сушу, но и прилегающее море, которое он называл территориальными морем. В то же время начались поиски критериев для определения их ширины. Одним из таких критериев считался предел видимости с берега; в ряде национальных актов он просуществовал до XVIII в.

В начале XVIII в. наибольшее распространение получила доктрина: «Власть прибрежного государства кончается там, где кончается сила оружия». Предлагалось определять ширину территориальных вод пределами действия береговых батарей – дальностью полета пушечного ядра.
В конце XVIII в. итальянский юрист М. Гальяни предложил считать пределом территориальных вод три морские мили. На практике государства устанавливали ширину территориальных вод, как правило, в пределах от 3 до 12 морских миль. Постепенно получило всеобщее признание право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море.


2.  Современное международное морское право

 
До середины ХХ в. виды использования Мирового океана ограничивались в основном судоходством и рыболовством и регулировались отдельными международно-правовыми актами, относящимися к таким специфическим вопросам, как предупреждение столкновений судов, охрана человеческой жизни на море и др.; еще не было потребности в универсальной кодификации норм международного морского права.

Однако после второй мировой войны развитые в промышленном отношении страны приступили к разведке и эксплуатации естественных ресурсов континентального шельфа. Широко развернулась научно-исследовательская деятельность государств в Мировом океане. Морское рыболовство вовлекло в сферу деятельности биологические ресурсы обширных морских пространств. Государства приступили к разработке природных ресурсов дна морей и океанов за пределами континентального шельфа.

Возникшая необходимость в кодификации международного морского права привела к проведению в 1958 г. I Конференции ООН по морскому праву, которая приняла четыре конвенции:
 
«Об открытом море»;
 
«О территориальном море и прилежащей зоне»;
 
«О континентальном шельфе»;
 
«О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря».

Конвенция – многосторонний договор, международный правовой документ, который имеет статус закона, обязательного для исполнения теми государствами, которые его подписали и ратифицировали – то есть одобрили в своих парламентах. Конвенция, как правило, регулирует весь комплекс вопросов, связанных с соответствующей темой.

Значение I Конференции ООН по морскому праву заключается в том, что она была первым этапом кодификации сложившихся к тому времени обычных норм о режиме морских пространств и о различных видах использования Мирового океана и на ней были разработаны новые нормы, которые в дальнейшем получили широкое международное признание. Однако, при всем их положительном значении, конвенции ООН 1958 г. не решили всего комплекса проблем, относящихся к морскому праву.

В 1960 г. в Женеве была созвана II Конференция ООН по морскому праву. Ее цель состояла в разработке международно-правовых норм по вопросам, не решенным на I Конференции: о ширине территориального моря, об установлении рыболовных зон за пределами территориального моря. Одни государства предлагали признать ширину территориального моря до 12 миль; другие требовали ее ограничить до 6 миль. Некоторые латиноамериканские государства заявили претензии на 200-мильное территориальное море. Из-за возникших разногласий Конференция завершилась безрезультатно.

В 1970 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла резолюцию, объявив ресурсы дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции «общим наследием человечества», которые не вправе присваивать себе ни одно государство или лицо.

С 1973 по 1982 г. проходила III Конференция ООН по морскому праву, в работе которой приняло участие 157 государств. На заключительном заседании в декабре 1982 г. на Ямайке была принята Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву 1982 г.

В Конвенции 1982 г. решены на компромиссной, сбалансированной и взаимоприемлемой основе кардинальные вопросы международного морского права.
Установлены международно-правовые нормы по коренным проблемам, к которым относятся:

правовой режим открытого моря;
 
ширина и режим территориального моря, исключительной экономической зоны, прилежащей зоны;

режим проливов, используемых для международного судоходства;

режим вод государств-архипелагов;

ширина и режим континентального шельфа;

режим островов;

режим морского дна за пределами континентального шельфа;

порядок проведения морских научных исследований;

защита и сохранение морской среды и живых ресурсов Мирового океана и др.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т.е. государств, которые не имеют морского побережья. Такие государства имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением.

Государства транзита должны принимать все надлежащие меры с целью избежать задержек или других трудностей технического характера в транзитном движении.

Суда, плавающие под флагом государств, не имеющих выхода к морю, пользуются в морских портах тем же режимом, что и режим, который предоставляется другим иностранным судам.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года вступила в силу 16 ноября 1996 г.


3. Понятия, выражающие осуществление прав государства

 
Осуществление прав государств в морских пространствах связано с использованием понятий «суверенитет», «суверенные права», «юрисдикция».

Суверенитет – исключительное право государства устанавливать законы, определять права и обязанности граждан (верховенство государственной власти). Принцип суверенитета подразумевает самостоятельность государства как субъекта принятия решений в международных отношениях (полная независимость государства). Суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим.

Территориальный суверенитет государства представляет собой независимое и самостоятельное осуществление независимых прав государства в пространствах (сухопутных, морских и воздушных), находящихся под его верховенством.

Суверенные права предполагают осуществление государством определенного объема прав и прерогатив в специальных целях (например, в отношении ресурсов или в отношении участия в международных организациях и т.п.) и принятие мер, обеспечивающих их выполнение. Суверенные права – это права исключительные, которые принадлежат только государству и больше никому.

Юрисдикция – это установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов (судебных и административных) разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.


4. Государственная территория


Государственная территория представляет собой часть земной поверхности, в пределах которой государство осуществляет территориальное верховенство, представляющее собой проявление его государственного суверенитета.
В состав государственной территории входят суша – материковая часть государства с анклавами и островами, внутренние воды и территориальное море – прибрежная полоса моря определенной ширины, воздушное пространство над ними и недра в пределах технической досягаемости.

От территории других государств государственная территория отделяется государственной границей.

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия суверенитета Российской Федерации.

На море прохождение государственной границы устанавливается по внешнему пределу территориального моря Российской Федерации.

Линия границы между сопредельными государствами определяется, как правило, соглашениями между этим государствами.


5. Правовое положение морских пространств


Пространства морей и океанов (морские пространства) с международно-правовой точки зрения подразделяются в зависимости от наличия или отсутствия над ними территориального суверенитета.
 
В состав морских пространств, являющихся частью государственной территории прибрежного государства, входят территориальное море и внутренние морские воды, а также международные проливы и архипелажные воды.
 
К морским пространствам, которые не могут быть объектом присвоения и распространения на них государственного суверенитета, относится открытое море и его модификации: прилежащая зона и исключительная экономическая зона.
 
В части открытого моря — исключительной экономической зоне и прилежащей зоне, а также на континентальном шельфе прибрежное государство осуществляет суверенные права или юрисдикцию в строго определенных областях и в строго ограниченном объеме.

Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств определяет правовое положение этой части моря, его правовой статус, регламентирующий деятельность в данном пространстве, его использование для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.
Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов — uCoz